Беседа с младшим школьником о семье. Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье. Дома дружная семья

Беседа классного руководителя на тему : «Моя семья».

Форма: классный час.

Цель: получить новые сведения о семьях учащихся.,прививать чувство гордости за свою семью, соблюдать семейные традиции и обычаи.

Задачи:

    Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;

    Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;

    Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

    Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Оборудование: компьютер с колонками для исполнения песни; текст песни «Улыбка» из м/ф Крошка Енот; анкета «Взаимоотношения в семье»

Оформление класса: на доске – фото галерея из фотографий, на которых запечатлены члены семей учащихся; эпиграф: «Дерево держится корнями, а человек - родственниками».

Методические советы:

Учащимся заранее даётся задание принести фотографии и подготовить рассказ об интересном случае в семье, или удачном отдыхе, или любимом празднике, или выдающемся событии в семье. Если фотографии в электронном варианте, то нужно заранее приготовить обзорную презентацию.

Анкета «Взаимоотношения в семье» проводится анонимно, результаты анкетирования можно использовать для родительского собрания.

Ход мероприятия 1.Организационный момент

Звучит музыка.Улыбка

слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
м/ф Крошка Енот

От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик. Сонный лес простится с тишиной И захлопает в зеленые ладоши. От улыбки станет всем теплей - И слону и даже маленькой улитке... Так пускай повсюду на земле, Будто лампочки, включаются улыбки!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите комплимент. Те, кому сделан комплимент, должны поблагодарить соседа.

2. Вступительная беседа.

Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки:

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой! (Папа)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю - в пиалу налить? (Мама)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (Бабушки)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый...(Дед)

Одного отца-матери дитя,
А ни которому не сын. (Дочь)

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребёнок, взрослый, старик)

Шли гурьбой:
Тёща с зятем,
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (4)

3. Беседа «Моя семья. Отношения в семье».

Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.

Как вы думаете, что такое семья?

В ходе беседы выясняется, что семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Обсуждается происхождение слова семья – «семь я». В течение жизни состав семьи может измениться: смерть родственников, рождение братьев и сестёр, развод родителей (это вопрос отдельного разговора, который нужно обсудить как можно деликатнее, если в классе есть неполные семьи).

Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?

В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова.

Какие ласковые слова вам говорят?

Учащиеся приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу.

Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?

Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам близких. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас?

По вашему отношению к вещам можно судить, как вы относитесь к труду ваших родителей.

Дети делают вывод, что нужно беречь, не только вещи, но и взаимоотношения в семье.

4. Экскурсия по фото галерее.

Сегодня вы принесли фотографии своих родителей и близких. На них мы видим, какие вы счастливые. Расскажите о своих фотографиях.

5. Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да;
- не совсем;
- нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их .

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не­удачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.

7. Из-за чего возникают конфликты?
- непонимание членами семьи друг друга;
- отказ участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласие в вопросах воспитания детей;
- злоупотребление алкоголем;
- другие причины (укажите).

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше­ния;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной ха­рактер.

9. Были вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- да;
- нет;
- иногда.

10. Как вы реагируете на семейные конфликты?
- переживаю, плачу;
- становлюсь на сторону одного из родителей;
- пытаюсь помирить;
- ухожу из дома;
- замыкаюсь в себе;
- отношусь безразлично;
- становлюсь озлобленными, неуправляемыми;
- ищу поддержку у других людей.

6. Итог.

Давайте подведём итоги нашего классного часа. Как вы понимаете пословицу «Дерево держится корнями, а человек - родственниками»?

Государственное казённое общеобразовательное учреждения для детей, нуждающихся, в длительном лечении, Шафрановская санаторная школа-интернат, Альшеевский район, с. Шафраново

Тема: «Семья в моей жизни».

Провела: Ефимова АТ

с. Шафраново 2015 год

Тема: «Семья в моей жизни».

Форма: беседа

Цель: развитие нравственно-моральных ценностей.

Задачи:

    способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

    расширять знания о семье;

    воспитывать уважение, любовь к своим близким, заботливое отношение к близким людям.

Методы: словесные, наглядные.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, технологии группового взаимодействия, личностно-ориентированные, рефлексивные.

План

1.Орг.момент

2.Основная часть

3.Итог. Рефлексия

(Дети входят и садятся на стулья вокруг стола. Па столе перед каждым ребенком лежит «луч солнца», в центре доски «Солнце», словарь. В это время звучит песня «Моя семья» в исполнении Григорьевой)

l . Opr момент. Психологический настрой.

Доброе утро.

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Сегодня мы с вами поговорим о чём-то важном и главном, а вот о чём будет наша беседа, вы узнаете, посмотрев на слайд. Что изображено? (Ответы детей: бабушка, мама, папа, я и т.д)

    Как все это можно назвать, одним словом?

    Да ребята, будем говорить о семье.

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи! (1 слайд.)

Тема нашего разговора «Семья в моей жизни» (слайд 2)

На нашем занятии постараемся ответить на вопросы

    Что для тебя означает понятие семья?

    Какая семья считается счастливой?

2.Основная часть

Ребята, мы с вами знакомились как Ожегов в «Толковом словаре русского языка» объяснил значение слово семья. Давайте вспомним. «Семья-это группа живущих вместе родственников» (слайд З)

Вы согласны с этим высказыванием?

Ребята, а у вас большая семья? (Ответы детей о своей семье)

В чем сила семьи? (Потому что нас много)

С минуты рождения кто рядом с вами? (Ответы детей)

Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает и приходит первым на помощь? (Ответы детей)

Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Наша семья, самые близкие и дорогие нам люди. Наша опора на всю жизнь.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? Конкурс «Кто я?» (слайд 4)

Каждый из нас связан невидимыми ниточками со своими родными и близкими и всех их нужно знать. Вы должны будете отгадать, про ко: о я говорю.

    Сыновья одних родителей (братья)

    Дочери одних родителей (сёстры)

    Мать вашего отца или матери (бабушка)

    Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это? (сестра)

    Брат вашего папы или вашей мамы для вас (дядя)

    Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя)

    Сын твоей сестры или брата (племянник)

    Кто ты своей бабушке? (внук)

    Как называют ребенка, который в семье родился первым?

Давайте вспомним басню Льва Толстого «Отец и сыновья».

Чему учит эта басня?

Почему сыновья не смогли сломать этот веник?

А почему сломался прутик?

Если в семье один человек бьется в беде, он может не справиться с бедой.

А если нас много и мы дружные мы с любой бедой справимся и работа будет спориться.

Послушайте стихи поэтессы JL Сусловой, (слайд 5)

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной )

В каждой семье у нас есть свои права и обязанности.

Какие обязанности могут быть у нас?

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности - зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готов стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Задание «Для моих родных»

Чтобы вы приятное хотели сделать своим близким?

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Внимание на доску. Вам тоже придется сложить поел л ты, т.е. расшифровать их.(слайд 6)

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП - ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и.т.д.. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Есть такая пословица «Счастье не птица, само не прилетит». Каждый из нас должен потрудиться, что в ваших силах сделать так, чтобы в семье было хорошо? (ответы детей)

Чтобы достичь семейного счастья, стоит прислушаться к семейным заповедям (т.е. законам). (слайд 7)

    Свято храните честь своей семьи;

    Любите свою семью и делайте ее лучше;

    Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь;

    Дарите родителям радость и не огорчайте их;

    Умейте найти и выполнить дело на радость членам своей семьи;

    Заботьтесь друг о друге!

Вывод: соблюдая эти заповеди, все семьи будут счастливыми.

3.Итог. Рефлексия.

В заключение нашего разговора давайте создадим модель счастливой семьи. Семья в моей жизни - это Солнце! Лучи я раздала вам! Чтобы Солнце светило, ему нужны лучики! Напишите на лучиках, чем сильна семья и добавьте к этому солнцу свои лучи! (Собираем ассоциированное солнце!)

Вот у нас какое большое и теплое солнышко получилось. Оно согреет всех нас. Давайте и в жизни будем дарить свое тепло и любовь к своим близким. Ведь от нашего тепла будет долго гореть семейный очаг. Любите своих родителей, братьев и сестер, они самые близкие нам люди.

И в завершении разговора я хотела бы сказать несколько слов.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях был всегда мир и лад, будет тогда и клад!

Семья. Семейные ценности.

Счастье – это когда у тебя есть

большая, дружная, заботливая семья.

Д.Бернс.

Цель : формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью,

помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.Воспитатель.

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я!»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

Воспитатель. Сегодня тема нашей беседы посвящена семье и семейным ценностям. - А что такое семья в вашем понимании? (семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту, это опора и защита и др.)

Семья- это самое главное в жизни. Это близкие и родные люди, без которых не может быть нас, это те, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем также.

Семья – это святое слово

И обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

А сейчас я хотела бы, чтобы вы на мгновение закрыли глаза и представили ваших родных и близких людей, тех,кто живет рядом с вами. Кого вы себе представили? (Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они – ваша семья).

Большинство из вас счастливы в своих семьях.

А что такое счастливая семья?

А какую роль играет семья в вашей жизни и какую роль играете вы в семье?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на 2 группы.

Итак, задание для 1 –ой группы: написать на листочке, что делает семья для вас, а 2-ая группа пишет, что делают они для семьи.

Как вы думаете, что важнее, вы для семьи или семья для вас?

Воспитатель : Действительно, семья - это частичка тебя самого, это самое главное,что есть в жизни человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу.

В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.

Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, затем бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, их воспитывали и заботились о них, став родителями, они заботятся о детях и о своих родителях. И так идёт из поколения в поколение.

Запомните основную обязанность семьи: «Воспитание детей и уход за больными и пожилыми членами семьи».

Учитель - Ребята, как вы думаете, что такое настоящая семья?

(отвечают учащиеся).

Настоящая семья, это не семья из 3-х человек, как принято сегодня. Идеальная настоящая семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. Так и получается – семь я . Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья. Таких семей у нас – …! Ребята расскажите о своих семьях. (Рассказы учащихся).

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете свою семью. (анкеты №1,2)

Воспитатель. Ребята, а что же в ваших семьях самое дорогое, что берегут и передают из поколения в поколение?

Верно, это традиции и семейные ценности . Наверное, в ваших семьях есть какие-то свои традиции. Расскажите о них. (Дети рассказывают). А какие семейные ценности для вас самые важные? (Отвечают).

Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой).

А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

И даже люстра над столом, - ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайником баском – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим Теплом.

О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается и с годами будет крепнуть это чувство - Любовь к дому своему.

Воспитатель. А как создать Тепло нашего дома? Расскажите, пожалуйста, о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Дети рассказывают).

Действительно, хочется вернуться и жить в том доме, где живет счастье!

Воспитатель . Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения.

Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения) и т.д.

Лучше матери друга не сыщешь. (Русская)

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская)

Материнская забота и на дне моря спасёт. (Русская)

Отец сына на худо не научит. (Русская)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)

Береги отца и мать – других не сыщешь. (Русская)

Наши родители не – гонители. (Русская)

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская)

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)

Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская)

Ради ребёнка мать и в огонь бросится. (Белорусская)

Слушай наставления отца- матери – не заблудишься. (Белорусская)

Воспитатель. Разминка прошла успешно. Теперь конкурсные задания.

Задание№1

Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу.

Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Задание№2

Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Задание№3

А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

--Когда семья вместе,… (так и душа на месте).

-- Ребенок учится тому, …(что видит у себя в дому, родители – пример тому).

Воспитатель. Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Воспитатель: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания.

Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой:

«Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Анкета «Я и моя семья» №1

Вопросы анкеты:

    Кто глава вашей семьи?

    Чем ты огорчаешь родителей?

    Чем ты их радуешь?

    Как тебя наказывают родители?

    Просишь ли ты прощения?

    Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

    Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

    Какие у тебя отрицательные черты характера?

    Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

    Что хотел бы ты изменить в своей семье?

Анкета «Я и моя семья» №2

    Любимая песня мамы.

    Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

    Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

    Назови лучшие черты характера папы.

    Есть ли у тебя тайны от родителей?

    Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

    Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли скучать?

    Если бы ты стал волшебником, что сделал бы ты для семьи?

    Что для тебя главное в семье?

    Какая семья будет у тебя?

Литература: Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авторы-составители: Лунина Е. И., Шепурёва Н. С. – Ростов р/Д: Феникс, 2002. Изд. 2-е. – 384

Цели:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Формировать основные правила семейных взаимоотношений

Прививать учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа: « Семья. Семейные традиции».

Цели:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Формировать основные правила семейных взаимоотношений

Прививать учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

В-ль : Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ждет очень интересное занятие. Поэтому я прошу вас оставить только хорошее настроение и настроиться на работу.

2. Введение в тему.

В-ль : Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия будем узнавать много нового и интересного, казалось бы, о том, что давно для нас стало привычным, повседневным, но в тоже время необходимым в нашей жизни. Поэтому я прошу вас сегодня быть не просто слушателями, а принимать активное участие в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения.

Ребята, посмотрите на доску, давайте отгадаем ребус, где зашифрована тема нашего мероприятия. (слайд)

7 Я

Дети : Это слово СЕМЬЯ.

В-ль: Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?

Дети: Мы сегодня будем говорить о семье.

В-ль : Правильно. (слайд)

Тема нашего занятия: «Семья. Семейные традиции».

В-ль : А знаете ли вы, что есть несколько праздников, относящихся к празднику семьи?

Ответы детей

В-ль : (дополняет) Действительно 14сентября отмечается день семьи. 15 мая –Международный день семьи. 8 июля –день семьи, любви и верности. 1 июня – день защиты детей. Как вы думаете? Наверно потому, чтобы мы поняли, что семья – это одна из главных общечеловеческих ценностей.

Давайте послушаем стихотворение Марии Лангер, которое нам прочитает Влад

Семья-это счастье, любовь и удача,

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья-праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много семейной работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая это семья!»

В-ль: -А что значит слово «семья» для вас?

Дети: …………….

В-ль: Из всего сказанного, я могу сделать вывод, что семья для каждого из вас – это самое важное, ценное, дорогое. И, действительно, что может быть дороже семьи?

Давайте посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова,

семья – это …..(слайд) и на доске

1. Группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

В-ль : Давайте посмотрим на 1 значение -«живущих вместе» . Действительно, слово «семья» у нас часто ассоциируется со словом «дом». (слайд)

Дом – это слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь»-«я»). В ней были дедушки, (слайд)

бабушки, мамы, папы, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Отношения родителей и детей в семье не возможны без слов любви и ободрения.

В-ль: Ребята, давайте вспомним те ласковые слова, которые вам говорят родители чаще всего.

Дети:…..

В-ль : Душой любой семьи всегда является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – дети.

Мама – это солнечный свет,

Взгляд чудесных ласковых глаз. (слайд)

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз.

В-ль : Каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают и любят. Предлагаю вам построить такой дом: «Дом моей мечты». (слайд)

Сейчас вы получите специальные кирпичики. На них вы можете рисовать и напишите те качества, какими должен отличатся ваш дом, что в нем будет главным. (Затем дети приклеивают кирпичики к доске).(слова: любовь, забота, дружба, здоровье, уют, спокойствие, согласие и т.д).

В-ль: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. (слайд)

Традиции передаются из поколения в поколения. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. (слайд)

В-ль: Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд)

Человек всегда чтил своих предков. Раньше происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же богачем. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей, тетей и т.д.

В-ль : Какие семейные традиции есть в ваших семьях?

Дети : Отмечать семейные праздники; петь и играть на музыкальных инструментах; приглашать гостей и собирать застолья; собирать и хранить семейные фотографии; хранить вещи и т.д.

В-ль : Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Дети: рассказывают о династиях в их семье.

В-ль: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

В-ль: Ребята, а знаете ли вы, в честь кого были названы вы?

Дети:……

В-ль : Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети : Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Давайте еще раз посмотрим с вами, что же составляет основу семейных традиций. Я предлагаю на наши кирпичики поставить крышу. (Схема)

Вот такой у нас получился крепкий дом с семейными традициями.

В-ль : А теперь мы поиграем. Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе.

1 задание: Интеллектуальная разминка. (слайды)

Как называется дом:

В белорусской или украинской деревне? (хата)

Перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)

Дом кавказских горцев, сложенный из камня? (Сакля).

Постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым. (Шалаш).

Название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами. (Квартира).

В-ль : Вы справились с этим заданием. Молодцы! А теперь задание сложнее.

Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.

2 задание: «Закончи пословицу». (слайд)

Не красна изба углами, а (красна пирогами).

В гостях хорошо, а (дома лучше).

В своем доме и стены (помогают).

Где родился (там и пригодился)

Не нужен и клад, (коли в семье лад)

Яблоко от яблони (не далеко падает).

В-ль : А сейчас ребята из этих слов соберите пословицу. (слайд)

(СЕМЬЯ, ЕСЛИ, ДУША, ТО, И, ВМЕСТЕ, НА, МЕСТЕ).

Если семья вместе, то и душа на месте.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь. То все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.

Составление законов дружной семьи.

(На доске изображение семьи, занятой общим делом.) (слайд)

В-ль : - Как вы считаете, какая семья здесь изображена? (Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)

В-ль : - Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, правила и законы совместного проживания

Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать каждый член семьи.

В начале классного часа вы расшифровали ребус

7 я

Давайте выведем 7 правил, а начинать фразу будем со слова «я»

Даю вам подсказку – опорные слова.

Законы дружной семьи .

(На доске карточки (Возможные ответы детей.)

с опорными словами)

Забота и

помощь

1) Я забочусь и помогаю родным и близким.

Уважение и внимание

2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь.

Любовь и

понимание

3) Я люблю своих родных и понимаю их.

Доверие и

советы

4) Я доверяю родным, честно обсуждаю

проблемы и советуюсь с ними.

Радость и

доброта

5) Я стараюсь приносить радость и быть добрым ко всем.

Раздражение и обида

6) Я не раздражаюсь и не обижаю родных.

Грубость и

огорчение

7) Я не грублю и не огорчаю родных, всегда прошу прощения.

Сложные правила? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это и есть все составляющие крепкой дружной семьи.

(воспитатель еще раз обращает внимание детей какие слова написаны на кирпичиках)

В-ль: И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину : «И в шутку и в серьез». (слайд)

  1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а). трое в лодке.

б). четверо за компьютером.

в). пятеро в ванной.

Г). Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (АЛФАВИТ) .

3. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (МАТРЕШКА).

4. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (« Яблоко от яблони недалеко падает»).

5. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В ДОМЕ).

В-ль: Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем

В нашем классе тоже есть свои законы. Давайте вспомним о них.(девиз класса,законы)

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы 6 класс

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

В-ль : Сегодня много серьезных слов было сказано о семье. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Ответы детей

(слайды)

Что на свете всех дороже?

СЕМЬЯ.

А что значит семья?

ЭТО – СЕМЬ Я.

Без чего не может быть она?

БЕЗ ПАПЫ, МАМЫ И МЕНЯ.

А чем же скреплена она?

ЛЮБОВЬЮ, ЗАБОТОЙ И ТЕПЛОМ.

Ведь все мы связаны семьей.