Современные технологии социализации дошкольников презентация на тему. Позитивная социализация дошкольников Фгос в доу позитивная социализация

Региональный семинар-практикум на базе МАДОУ «Детский сад № 6 «Тополёк»

10 марта 2017 года по инициативе Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России» и муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области проведён региональный семинар-практикум по теме: «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» в рамках работы региональной стажировочной площадки по сопровождению реализации ФГОС ДО.

В работе семинара приняли участие 72 педагога, представляющих 4 муниципальных района Саратовской области и г. Саратов. Среди них – педагогические и руководящие работники дошкольных образовательных организаций, заместители заведующих по воспитательно-образовательной работе.

Участников семинара приветствовала председатель комитета образования БМР Бесшапошникова Л.В. Она отметила, что развитие соответствующих дошкольному возрасту эмоциональных и социальных компетенций у детей может и должно стать приоритетом работы детского сада. От имени Цикунова С.Ю., заместителя председателя областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России», приветствие педагогам передала методист Васичкина В.Н.

Педагогический коллектив детского сада на практике показал реализацию одного из главных положений Стандарта дошкольного образования и главную цель программы детского сада –позитивную социализацию.

Организаторы семинара поделились опытом работы по использованию технологий позитивной социализации:программа-технология С.В.Кривцовой «Жизненные навыки», технология Е.В.Рылеевой «Мы вместе» или «10 игр для социализации дошкольников». Участникам семинара были представлены мероприятия непрерывной образовательной деятельностив форме «воспитывающего путешествия» на темы«Идем к мечте», «Весы справедливости». Дошкольники представили результаты исследовательских проектов на тему «Польза и вред кока-колы», «Растения живые или нет?». Особенно запомнился этюд с участием детей, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Студия театрального мастерства» на тему «Давай мириться».

При подведении итогов семинара преподаватель Саратовского педагогического колледжа Скамаровская Т.В. высказала уверенность в том, что педагоги данного детского сада успешно реализуют Стандарт дошкольного образования по решению следующих задач: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Руководитель секции «Дошкольное образование» Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России»Салмова Л.Н. дала высокую оценку данного мероприятия и пожелала успехов педагогическому коллективу МАДОУ № 6. Педагогам и заведующему детского сада, представившим свой опыт в рамках семинара, вручены Почетные грамотыСаратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России».

Информация и опыт, полученные на данном мероприятии будут полезны педагогическим работникам дошкольных организаций.

Фото с мероприятия можно посмотреть

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшей успешной социализации воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Вступительное слово заведующего ГБДОУ № 27 – Стройкова Л.П.
    “Принципы взаимодействия” (приложение 1)
  2. Размышления о будущем ребенка (анализ анкетирования родителей).
    (приложение 2)
  3. Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему.
    (Алексеева О.А. – старший воспитатель ГБДОУ №27) (презентация 1)
  4. Дети говорят о семье и своем будущем.
    (Стройкова Л.П. – заведующий ГБДОУ № 27)
  5. Эвристическая разминка. (приложение 3)
  6. Деловая игра. (приложение 4)
    - индивидуальная работа
    - групповая работа над проблемой, обоснование выбора
    - межгрупповая дискуссия, общий вывод, обобщение
  7. Подведение итогов педсовета, обмен мнениями о педсовете.

Выступление старшего воспитателя – Алексеевой О.А.

Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей - способствовать успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, ...) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей , специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

Понять и помочь – основной принцип педагога;

Позитивное отношение к жизни;

Стремление к лучшему;

Формирование творческой активности;

Доброжелательное отношение;

Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

Создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

(слайд 9)

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказываютлица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад (в первую очередь воспитатели);

Общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада .

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

Недостаточно терпения, внимания у воспитателей к проблемам детей:

Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых...)

Педагоги готовы к сотрудничеству, надеются на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель - воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Принятие и соблюдение принципов взаимодействия и развитие диалогического общения всех участников воспитательно-образовательного процесса

СРОК: постоянно

Установление продуктивного, поддерживающего, развивающего взаимодействия (полноценного социального) между педагогами и родителями для дальнейшей успешной социализации воспитанников учитывая выбранную стратегию через:

Разработку и реализацию совместных проектов по социально-личностному развитию дошкольников с учетом выработанной стратегии взаимодействия педагогов и родителей, гендерного подхода, индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций;

СРОК: апрель 2013г.

Включение родителей в педагогическую (просветительскую) деятельность

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные технологии с оциализации дошкольников Кириши 2017 год Долина М.В., заместитель заведующего по ВР МДОУ «Детский сад №19»

Причины нарастания социальной беспомощности у современных детей Родители озабочены интеллектуальным развитием детей в ущерб другим сторонам развития личности. Социальная активность детей постоянно прерывается контролем родителей. Отсутствие «дворовой» социализации не заменяется никем и ничем. Школа диктует дошкольному учреждению уделять основное внимание интеллектуальному развитию, а не развитию личности. Заорганизованность педагогического процесса в ДОУ не позволяет детям самоопределяться в своем выборе, принимать решения, т.е. развивать социальные навыки. Воспитатели не владеют новыми педагогическими технологиями, такими как развивающее общение, создание проблемных педагогических ситуаций и т.п.

Систематический курс занятий-путешествий, которые посвящены формированию социальных компетенций, развитию самоценности личности, диалогу между ребенком и взрослым о тех жизненно важных темах, которые дошкольник в данный момент переживает. С.В. Кривцова «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия»

Е. Рылеева «10 игр для социализации дошкольников »

К лубный час; Ситуация месяца; Проблемная педагогическая ситуация; Социальная акция; Ежедневный рефлексивный круг; Д ети-волонтеры; В олшебный телефон; Развивающее общение. Н.П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации »

Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми. А. Фабер, Э Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили »

http://www.obruch.ru Мы на YouTube «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников. «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» Автор: Скоролупова О.А., член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС ДО, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Российской Федерации «Методы развития детской инициативы в ДОО» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.

«Ребёнок-дошкольник: его Позитивная социализация»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;


- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .Именно родители служат моделями поведения для своих детей и выступают в роли активных субъектов социализации.Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)

И индивидуализации детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации .

В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

готовности к совместной деятельности со сверстниками;

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества;

безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Отечественные ученые А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей.

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми . Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. При этом большинство исследователей акцентируют внимание на изучение проблемы целостности социализации-индивидуализации «как проявления социального и его реализации в индивидуальном» (Д.И. Фельдштейн).

Исследователями введён в науку термин «социализация-индивидуализация». Взаимосвязь социализации и индивидуализации растущего человека раскрывается в следующих аспектах: развитие образа Я у дошкольников в общении с взрослыми и сверстниками

Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе одна из нерешенных задач современного дошкольного образования. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами. Целостность развития социализации-индивидуализации ребенка обеспечивается многообразными связями между ними, что должно быть учтено педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Для организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности .

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация образовательного процесса предполагает:

Индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

Создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного ребенка;

Важной особенностью организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей – осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе.

Одним из основных условий обеспечения целостности социализации-индивидуализации выступает организация педагогического пространства ДОО. По определению Д.Б. Эльконина пространства совместной «культуросозидательной и культуроосвоительной» деятельности педагогов и детей, структура которого должна быть представлена социальным, предметным, организационно-технологическим компонентами.

Пространство социализации-индивидуализации в ДОО выстраивается на различных принципах расширения и обогащения социального и предметного компонентов:

Расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.)

Предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).

Увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;

Гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»). Коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.

Сферами социализации-индивидуализации является многообразная детская деятельность:

коммуникативная,

познавательная,

исследовательская,

проектная, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребёнка, приобретается социально-индивидуальный опыт.

Вариативная тактика педагогической деятельности определяется сочетанием различных форм образовательной деятельности с детьми; разнообразием видов детской деятельности, социализирующей, индивидуализирующей и рефлексирующей направленности; различными формами и ситуациями общения и взаимодействия ребёнка с взрослым, сверстником, сочетанием совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей; сочетанием методов и приёмов педагогической деятельности. Вариативность образовательного процесса обеспечивают: специальные занятия, целевые экскурсии, упражнения, игры, чтение художественной литературы, беседы, использование различных образцов поведения в игровых ситуациях, решение ситуативных задач, моделирование коммуникативных диалогов, и др.

Развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействовать включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Заслуживает внимания опыт создания «центров развития» на базе одной или нескольких рядом расположенных дошкольных образовательных организаций: центр художественно-речевой деятельности (библиотека, инсценирование произведений); центр изобразительной деятельности (лепка, аппликация, коллаж); центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр музыкальной и театральной деятельности (музыцирование, театральные постановки); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности (вышивка, бисероплетение) и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

В организации образовательного процесса, направленного на развитие позитивной социализации-индивидуализации детей, педагогам помогут программы: «Детство (В.И. Логинова и др.; «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.); «Наследие» (Я.М. Новицкая и др.); «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.); «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Я, ты, мы» (Р.Б. Стеркина и др.), где представлены соответствующие разделы.

Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями. Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют уровень его развития. Наблюдение и оценка эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения социальными навыками. С помощью индивидуальных бесед можно выяснить отношение ребенка к пребыванию в дошкольной образовательной организации, оценить взаимодействие со значимыми для него взрослыми (воспитателями, родителями), определить межличностные отношения со сверстниками, индивидуальные потребности, интересы.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.